Конспект Интегрированного Занятия,

посвященное празднованию

100-летия ДАССР.

 

 

Конспект беседы в  старшей группе посвящённой празднованию 100-летия  ДАССР на тему: «Украшение балхарскими узорами  кувшина»

Тип занятия – комбинированный;

Вид деятельности –  Беседа. Декоративное рисование.

Цель занятия: Приобщение к национальной художественной культуре Дагестана, выполнение орнаментальной композиции силуэтов балхарских изделий по мотивам балхарской росписи и создание декоративного натюрморта на основе полученных продуктов творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные - обобщение опыта изучения теории и практики народного орнамента, закрепление знаний об основах балхарской росписи, совершенствование умения составлять композиции узоров простых и сложных форм (силуэты балхарских изделий), отработка навыков кистевой росписи, формирование навыков исследовательской работы;

Развивающие – развитие глазомера, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования, развития умения классифицировать художественные средства по заданным признакам, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

Воспитательные – эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.

Оборудование:

Для педагога: компьютер, таблицы мотивов балхарской росписи, таблицы с образцами балхарской росписи из книги М.М. Байрамбекова «Дагестанский народный орнамент», мультимедийная презентация, учебный фильм об искусстве Балхара (программа «Устар» Игоря Акаева ТРК «Сафинат» 2006 г.), образцы изделий балхарской керамики, стенд с работами детей по теме «Декоративный натюрморт», стенд «Балхар» - фотографии балхарской керамики, костюма, тканных изделий.

Для обучающегося: картонные силуэты балхарских изделий (кувшин, тарелка, игрушка, разные по форме), тонированные под цвет обожженной глины, белая гуашь, тонкие кисти.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Мы послушаем песню «Землепашец и гончар» музыка Магомеда Касумова, слова Рашида Рашидова. Как вы знаете, наше занятие посвящено искусству Балхара и продолжает изучение народных художественных промыслов Дагестана.

Предварительная беседа

Педагог Давным-давно, много-много лет тому назад высоко в горах жил в ауле Балхар горец по имени Калкучи. Как-то гуляя по берегу озера, он увидел, как дети из глины лепили различные фигурки птиц, животных, людей и весело играли с ними. Подумал Калкучи: если дети лепят игрушки, то из такой вязкой и жирной глины можно и посуду вылепить. Как гласит легенда, именно с этого и начался балхарский промысел гончарного ремесла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.

Глину для гончарных изделий добывали и добывают недалеко от аула, месили ногами. Сами изделия балхарские мастерицы формовали на гончарном круге "жюлла" под мелодичные песни. Сначала посуда была простой, а впоследствии ее стали украшать различными узорами. Традиционно мужчины занимались реализацией готовых изделий. Балхарцы на ослах с корзинами полными изделий отправлялись в близлежащие сёла. Балхарская посуда всем очень нравилась, она была удобной и красивой. Сегодня изделия балхарских мастериц находятся в музеях и домашних коллекциях многих стран мира. Ребята,Балхар древнее село, известное во всем мире.

Изделия балхарских мастеров украшают интерьеры школ, детских садов, офисов: 

В Балхаре ткут паласы и изготавливают сувенирные войлочные сапожки. Балхарский традиционный костюм включает в себя и войлочную обувь. Оранжевые платки, нашитые монетки на платье все это элементы балхарского праздничного наряда.

Игровой момент (фронтальный опрос)

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру-разминку, и проверим ваши знания по народным художественным промыслам Дагестана. Включаются слайды. Дети поднимают руки, педагог жестами вызывает их к ответу. Педагог старается спросить каждого ребенка. Педагог: Молодцы, ребята все справились.

Практическая работа

  1. Мотивация к учебному действию. Я в вас верю, у вас все получится. Вы хорошо знаете теорию народного искусства, а сейчас вам предстоит продемонстрировать свои практические умения и навыки работы с кистями и красками.
  2. Практическая работа. Объяснение задания. Итак, мы с вами подошли непосредственно к практической работе. Перед вами на столах разложены белая гуашь, кисти для работы,  силуэты балхарских изделий, тонированные в цвет обожжённой глины, таблицы с образцами балхарских изделий из книги Марата Мирзоевича Байрамбекова «Дагестанский народный орнамент». Мои дорогие балхарские мастера, начинаем творить красоту! Включается видеофильм, в котором демонстрируется весь процесс изготовления балхарских изделий от вымешивания глины до обжига изделии в печке.

В ходе практической части педагог делает несколько важных замечаний, относительно технической стороны работы и особенностей процесса изготовления балхарской керамики, останавливая внимание детей на их демонстрации в фильме, предупреждает детей об аккуратности и взаимной вежливости в работе. Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе. Педагог: Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Каждый узор обрамляйте полосками, это придает узору законченность. Обращает внимание на ключевые моменты видеофильма – Педагог: Обратите внимание, мастерица расписывает кувшин самодельной кистью, как и в старину. Расписывают изделия до обжига цветной глиной ангобом белой и красной. После обжига роспись приобретает характерную полупрозрачную окраску. Для красоты и похожести на готовые изделия мы выбрали для ваших силуэтов цвет обожженной глины.

Готовые работы педагог собирает и вывешивает на мольберты для всеобщего рассмотрения.

Завершение работ. Подведение итогов

Рефлексия. Ребята, вы все молодцы, справились с работой. У вас получились замечательные композиции. Вам понравилось занятие? Как вы себя ощущали в роли балхарских мастеров? Поняли, как непросто создается красота? Поедете в Балхар? Хотелось бы вам иметь балхарские изделия дома?

Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова. Мы дагестанцы-наследники богатой древней художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам. Вам я желаю вам увлечься нашей культурой, это очень интересное и увлекательное занятие. До свидания, успехов, спасибо за внимание и понимание.

 Воспитатель Сулейманова А.М.

                                         19.12. 2020 г.